МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Дармы Жанаевича Жанаева»

Дарма Жанаевич Жанаев родился 22 октября 1907 года в улусе Ходун-Бильчир ныне Хоринского района Бурятии в многодетной семье бедного крестьянина-скотовода. Его отец Жана Санжиев занимался овцеводством. Дарме было около года, когда умерла его мать.Учиться ему не пришлось. Бесплатного обучения детей бедняков в русской школе не было, а школы  на  бурятском  языке в близлежащих селах отсутствовали.

До 1923-года Дарма помогал в хозяйстве отцу, затем работал улусным чабаном, пастухом.

Дарма Жанаев упорно работает над самообразованием, занимается в ликбезе.

В декабре 1923 года, как одного из лучших комсомольцев, Хоринский райком РКСМ направляет Дарму в город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) на политкурсы при БурятМонгольском обкоме РКСМ, где он проучился до весны 1924 года. После успешного завершения учебы Дарма Жанаев направляется на работу в родной улус секретарем ячейки комсомола с совмещением должностей председателя сомонного местного комитета. В декабре 1938 года после окончания института он поступает на авиационный завод в городе Улан-Удэ на должность инженера-энергетика. Вскоре Дарма  Жанаев переводится на должность начальника энергобюро отдела главного энергетика, затем -начальника электроцеха и старшего инженера отдела главного энергетика где и проработал до начала Великой Отечественной войны.

Велика Отечественная война: Когда было объявлено о вероломном нападении фашистов на нашу Родину, Дарма  Жанаев сразу пошел в военкомат. Однако получил отказ: на него, как на специалиста, была наложена бронь. Но Жанаев был настойчив. 19 декабря 1941 года он был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и направлен в Действующую армию в качестве командира саперного взвода.

Первое боевое крещение он получил, выполняя задачу по минированию брода южнее деревни Валухово. Это была трудная задача, так как брод находился в зоне досягаемости артиллерийского и пулеметного огня противника, в непосредственной близости от переднего края наступающего врага. Но Жанаев хорошо знал своих бойцов, надеялся на них. Ночью скрытно группа ми­неров во главе с Жанаевым спустилась к берегу реки и, пользуясь темнотой, успешно осуществила постановку мин в данном квадрате.

Вскоре Дарму Жанаевича Жанаева назначают начальником инженерной службы 23-й гвардейской мотострелковой Васильковской Краснознаменной бригады.

Смелый и исключительно хладнокровный в боевой обстановке, капитан Жанаев умел поднять боевой дух воинов инженерных подразделений бригады, точно и своевременно обеспечивал выполнение заданий командования по разминированию участков, дорог, строительству переправ через реки и болота для успешного наступления наших войск.

Командир 23-й гвардейской мотострелковой бригады гвардии полковник Головачев, представляя капитана Жанаева к очередной награде — ордену Ленина, писал: «Инженерное подразделение, руководимое капитаном Жанаевым, при форсировании рек работало самоотверженно, что является исключительной заслугой гвардии капитана Жанаева».

Любили Д.Ж. Жанаева в бригаде за находчивость и инженерный талант.

После форсирования реки Шпрее ударные части 3-й гвардей­ской танковой армии 1-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника Рыбалко, развивая стремительное наступле­ние в направлении городов Цоссен, Тельтов (пригород Берлина), к концу дня 22 апреля 1945 года основными силами вышли к каналу Тельтов, по северному берегу которого проходил внутренний обвод обороны столицы рейха — Берлина. Северный берег канала был сильно укреплен долговременными огневыми точками, дзотами, противотанковыми надолбами, в подвалах домов прятались фашисты. Канал Тельтов с бетонированными берегами, шириной до 50 метров и глубиной в три метра, представлял собой серьезное препятствие для его форсирования всеми родами войск, особенно танковыми частями.

Подвиг: 

Из архива: «Во время боевой операции на берлинском направлении капитан Жанаев в сложных условиях проявил себя смелым и в выполнении боевых задач.

Своим личным героизмом и бесстрашием тов.Жанаев в лесисто-болотистых местностях вместе с инженерно-саперной ротой прокладывал путь для быстрейшего выполнения поставленной задачи перед бригадой.

Тов.Жанаев  на реке Нейсе, Шпрее и канале Тельтов на подступах к Берлину в тяжелых условиях сам лично руководил построением переправ  и добился быстрой переброски частей бригады для овладения плацдармом. Несмотря на интенсивность огня противника по переправам тов. Жанаев выполнил поставленную задачу командованием.

Тов.Жанаев всегда находился впереди всех боевых  частей и где необходимо  разминировал  участки для прохода пехоты и артиллерии. Во время боев тов. Жанаев построил 5 мостов и улучшил до 7 км дорого в лесисто-болотистой местности.

25.04.1945 года при разминировании дорого был тяжело ранен.

За проявленный личный героизм  и исключительные заслуги в деле инженерных сооружений для переправ частей бригады через водные рубежи и лесисто-болотистой местности  тов.Жанаев  достоин присвоения звания Героя  Советского Союза»

Боевые награды

Орден Отечественной войны I степени;

Орден Отечественной войны II степени;

Орден Красного Знамени;

Орден Ленина;

Медаль «За отвагу»;

Медаль «Золотая звезда»;

Герой Советского Союза посмертно.

Указом Президиума Верховного Совета Союза СССР от 26 июня 1945 года гвардии капитану Жанаеву Д. Ж. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Имя Героя носит Хоринская школа №1,  его именем названа одна из главных улиц села Хоринск.

Добавить комментарий